Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.

Программы в музыкальной школе

Программы в музыкальной школе

 

ПРОГРАММЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. УРОК В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ.

Преподаватели фортепиано

Т.В. Сафонова

Т.Б. Иванова

 

Вступление.

Федеральный закон №145-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании», который был принят в 2011 году, определил роль и значимость детских школ искусств в образовательной системе государства - они названы учреждениями дополнительного предпрофессионального образования. Одновременно с этим изменился статус образовательных программ - они стали «предпрофессиональными». По действующему законодательству школа будет работать по ним с 1 сентября 2013 года. В рамках «предпрофессиональных» мы считаем возможным сохранение и существование ныне действующих программ начального профессионального образования  в несколько изменённом и дополненном новыми требованиями виде. Поскольку цели и задачи этих программ направлены на становление личности школьника на основе изучения классического музыкального наследия, что неизменно ведёт к образованию в душе ребёнка чистой нравственной опоры в дальнейшей жизни.

В настоящее время наше общество переживает серьёзный духовный кризис. Одной из причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Ущерб нанесён школьному музыкальному образованию: из дополнительного образования оно превращается в необязательное. Музыкальное образование подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Такое положение беспокоит нас, как людей, воспитанных на лучших образцах классической музыки, как граждан, наблюдающих утерю культурных традиций в нашем обществе, как преподавателей фортепиано в ДШИ. Как людей неравнодушных эта обеспокоенность побуждает нас к действию: надо что-то менять.

Обновление музыкального образования побуждало нас к поиску новых форм, методов работы, пересмотру программного материала. Коллективом фортепианного отделения нашей школы были написаны разноуровневые программы по специальному предмету, а также адаптированные программы по фортепиано для отделения общего эстетического образования.

Федеральные государственные стандарты устанавливают требования к минимуму содержания и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему адаптироваться на рынке труда; обладать такой степенью мышления, которая позволит творчески подходить к решению проблем; уметь критически оценивать себя и окружающую действительность. Для реализации этих задач мы придаём большое значение художественно-эстетическому образованию. В работе используем «Программы для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств», утверждённых Министерством образования СССР, 1987 года; образовательную программу «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано», рекомендованную Международной ассоциацией музыкантов-педагогов экспериментального центра г. Москвы, 2002 года.

 

Концептуальный блок. Небольшая характеристика программ.

В выше перечисленных программах определяются учебно-воспитательные задачи специального класса. Музыкальное образование является важным разделом в эстетическом воспитании. В программах определены задачи музыкального образования, исходя из общих целей подготовки человека будущего, всесторонне развитого. Музыка может воспитать доброту, отзывчивость, сформировать нравственно-эстетический идеал. Эти цели актуальны и сегодня. Довольно долго работая по ним, мы были удовлетворены их содержанием, добивались неплохих результатов. Но, постепенно набираясь педагогического опыта, стали задаваться вопросом: почему так медленно растёт уровень музыкального мастерства учеников? Что нужно делать, чтобы получить качественный рост выпускников школы? Наверное, процесс музыкального образования это не простое обучение. Музыкальное образование должно стать самостоятельным процессом. Но надо понимать, что невозможно специально готовиться к работе для детей, потому что дети - понятие всеобъемлющее. Изначально они дилетанты, а мы стараемся сделать из них профессионалов. Это обозначено в федеральных государственных требованиях, конечный результат. А в последнее время наблюдается снижение уровня обучения в детских школах искусств, так как дети перегружены в общеобразовательной школе. Поскольку выправить положение за счёт увеличения времени для домашних занятий музыкой не получается, то реальным путём повышения качества музыкального образования является его интеграция за счёт внедрения новых методов, переосмысливания его целей, творческих принципов. А, заглядывая в будущее, необходимо критически осмыслить проблемы музыкального образования в резко изменившейся социокультурной среде.  По-прежнему актуальны вопросы: как сделать урок интересным? Какую роль отвести музыке, преподавателю, её преподающему, ученику, её постигающему? Современная ситуация такова, что наши дети не умеют отличить истинную культуру от псевдокультуры, настоящее искусство от поддельного. Ведь проще послушать эстрадный шлягер, чем романс А.Даргомыжского «Я вас любил» на стихи А.Пушкина. Ведь проще же. Тоже про любовь, но какова глубина чувства в этом романсе! А ощутить глубину может лишь подготовленный слушатель, тот, кто в детстве впитал живительную струю классики. Без специальной подготовки это не почувствуешь, к сожалению. В последние годы содержание музыкальных уроков обновлялось: вводились новые произведения (современных авторов), жанры (джаз). Но всё равно, это обновлённое содержание остаётся далёким от ребёнка, поскольку преобладают информативные методы: всё держится на преподавателе, а ученик не «проживает, не впитывает» полученные знания, не понимает смысла своей деятельности. Время и опыт подсказывают, что на уроке важная роль принадлежит чувствам и эмоциям; единству эмоционального, художественного и осознанного отношения к музыке. А эффективность уроков зависит не только и не столько от программ, сколько от личности преподавателя, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.

 

Теоретический опыт. Необходимые требования в современных программах.

Главное-это признание равноправными всех видов искусств: освоение специального инструмента, хоровое пение, сольфеджио и слушание музыки, музыкально-ритмическое движения, игра на элементарных инструментах, музыкальная литература. Всё это есть в современной программе Л Баренбойма «Путь к музицированию». Большую помощь мы получили от И.М.Подкаминского, под чьим руководством проходили курсы повышения квалификации по теме «Образование в сфере культуры и искусства. Целостное художественное развитие личности ребёнка на основе метода элементарного музицирования и движения К.Орфа». Его рекомендации по ритмической организации учащихся на уроках  позволили разнообразить уроки, сделать их более весёлыми и менее  статичными. Основной задачей обучения по программам Л.Баренбойма и И.Подкаминского является общее развитие учащихся, надёжная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.

В системе основными принципами являются: изучение программного материала от простого к сложному; систематическая работа над общим развитием всех учащихся (сильных и слабых).

В нашей школе  успешных выпускников, которые ещё не окончили образовательную школу, дирекция привлекает к концертмейстерской работе, что даёт им возможность применять усвоенные навыки и полученные знания на практике и  начать зарабатывать трудовой стаж в столь юном возрасте. В будущем это может помочь им и с выбором профессии.

 

Методы и приёмы музыкального образования.

Под методами музыкального образования надо понимать действия преподавателей и учащихся на достижение цели музыкального образования ученика. Применяем разные методы: обучающие, развивающие, побуждающие. Метод не навязывать музыку, а убеждать ею; метод размышления о музыке; метод развития эмоциональной отзывчивости к произведениям музыкального наследия.

Занятия в музыкальной школе проходят в структуре учебного дня не в самое продуктивное и благоприятное время. Дети приходят на занятия во 2-й половине дня, после 5-6-и уроков в Центре образования, уже порядком нервно источённые. Для психотерапевтического воздействия у нас есть набор музыкальных произведений. Например, никто ещё не отказывался послушать «Лунную сонату» Л.Бетховена или его же пьесу «К Элизе». Они уменьшают раздражение. А, если болит голова, не надо перегружать эмоционально, информационно, практически (игрой на инструменте). Всё хорошо в меру.

Большую помощь на уроках сейчас оказывает наличие в школе высокотехнологичных «гаджетов». Они помогают реализовать потребность в созидании и творчестве, что крайне редко бывает в нашей повседневной суете. А эта потребность в той или иной степени присутствует у каждого человека. Речь идёт о цифровом пианино. На данный момент в условиях Чукотки это, пожалуй, один из самых распространённых и вместе с тем доступных музыкальных инструментов. В нашей школе они активно внедряются и применяются. Ведь различного класса цифровые пианино дарят радость музицирования сольно и под оркестровую фонограмму; можно записать, прослушать и проанализировать своё исполнение; послушать на уроке или дома лучшие образцы мировой классики. Обычно их от 50 до 60. Попытаться самому повторить «также».  Но, всё-таки, ни один инструмент не может заменить строгого, знающего и любимого преподавателя, который ведёт за собой в прекрасный мир музыки и её разнообразных жанров и стилей.

 

Учёт возрастных и индивидуальных способностей учащихся.

В большей степени мы соприкасаемся с младшими школьниками и подростками. Младшие школьники отличаются особой восприимчивостью, они более открыты эмоционально; их воображению характерны яркость, живость. Они непосредственны в своих чувствах. Но на уроке необходимо учитывать их важнейшую особенность: низкую распределяемость внимания.  Для изучения на уроке достаточно 3-4-х пьес.

Формирование интереса подростков к музыкальному развитию – это уже проблематично. Из опыта мы знаем, что их интерес удерживается 2-3 года. А дальше ученик должен быть целеустремлённым к музыке. Продолжаем  работать над следующими творческими принципами:

нести заряд добра, уметь объяснить подросткам, что жизнь прекрасна; работать так, чтобы «музыка» в «музыкальной школе» была не прилагательным, а существительным (хотя по законам русской грамматики в словосочетании «музыкальная школа» музыкальная - это прилагательное);

использовать метод «погружения», когда сам причастен, погружён, увлёкся идеей композитора, работа идёт увлечённо. 

 

Нетрадиционные формы организации учебной и внеклассной работы учащихся.

Но надо понимать, что невозможно специально готовиться к работе для детей, потому что дети - понятие всеобъемлющее. Изначально они дилетанты, а мы стараемся сделать из них профессионалов. Это федеральные государственные требования, конечный результат. А в последнее время наблюдается снижение уровня обучения в детских школах искусств, так как дети перегружены в общеобразовательной школе. Поскольку выправить положение за счёт увеличения времени для домашних занятий музыкой не получается, то реальным путём повышения качества музыкального образования является его интеграция за счёт внедрения новых методов, переосмысливания его целей, творческих принципов. В школе организована «Детская филармония» для творческих встреч с учащимися Центра образования. Иллюстраторами в «Детской филармонии» являются, в том числе, учащиеся фортепианного отделения.

В учебной работе стали традиционными такие «не традиционные» формы как сольные концерты учащихся; концерты классов отдельных преподавателей.

 

Заключение.

Музыкально одарённые дети, конечно же, нас интересуют в большей степени. Музыкальная одарённость – это «… качественное своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» (Б.Теплов). В состав музыкальной одарённости входит комплекс способностей, которые мы называем музыкальностью. Признак музыкальности – переживание музыки, создание и воплощение образа, задуманного композитором, автором.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Непрерывность образования становится реальностью. Образованность в совокупности с творчеством поднимает детей на более высокую ступень и становится необходимостью в их жизни.

Развитие творческой личности на уроках в музыкальной школе – трудная задача. А это значит, что нам снова предстоит работать, искать, апробировать и снова искать.

2 не понравилось

Похожие новости:

Нужна ли в школе искусств познавательно-исследовательская деятельность дете ...

   Тема моего выступления на научно-практической конференции сначала называлась так: «Организация исследовательской работы учащихся по музыкальной литературе». Но поразмыслив о данной проблеме применительно к 

XVII районный конкурс-фестиваль «Юные дарования Чукотки -2013»

  С 8 по 10 февраля 2013 года в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Певекская детская школа искусств» пройдёт очередной конкурс-фестиваль «Юные дарования Чукотки -2013».

Детская филармония в гостях у Центра образования

  Так случилось, что из-за трёхнедельного южака, был нарушен ритм работы Детской филармонии школы искусств. Вместо одной творческой встречи с ребятами младших классов, их в декабре-месяце произошло две. Очередная беседа о музыке называлась

Певекской школе искусств 50 лет

  Семья Тибиловых, некоторое время с удовольствием проживавшая в Певеке, считает своим приятным долгом поздравить всех замечательных педагогов замечательной Певекской школы искусств с замечательным полувековым юбилеем! Желаем так держать и

Размышления концертмейстера

    Кто такой концертмейстер? Если мы заглянем в музыкально-энциклопедический словарь, то прочтём следующее: «Пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в