Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.

Размышления концертмейстера

Размышления концертмейстера

 

Кто такой концертмейстер? Если мы заглянем в музыкально-энциклопедический словарь, то прочтём следующее: «Пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах».

Мне посчастливилось работать в качестве концертмейстера Певекской, Валькумейской и нескольких уральских школах искусств.  Приходилось аккомпанировать  скрипачам, домристам, вокалистам, хореографам. С последними из них связаны самые приятные минуты моей музыкальной «биографии». Сотрудничество со специалистами в области танца (всего их было четверо)    самым решительным образом сказалось на моём педагогическом творчестве. Но речь не об этом.  

Скажу вам честно:  мне очень симпатичны  хореографы. Это очень сильные, волевые и мужественные люди. Они своей поистине титанической энергетикой  способны завести, закрутить, затянуть в вихревое движение  танца толпу людей. Не раз приходилось видеть,  какими колоссальными усилиями они добиваются от детей лёгкого, точного, выверенного движения. Нередко в глазах маленьких танцоров замечала боль, слёзы, злость на самих себя, своё нежелающее подчиняться их воле слабое тело. Но ещё миг – и совсем другая картина! Наконец-то смогли встать в пятую (самую трудную) позицию. Держать корпус с непросто хорошо выпрямленной спиной, а натянутой туго, как струночка! Уже почти все умеют делать шпагат. Правильно исполнять плие, батман тандью, релевелянд и массу других, сложных по воплощению танцевальных движений, которые все вместе называются просто: экзерсис.

Итак, речь пойдёт лишь об одном хореографе, о том, с которым я работаю в данный момент, Щельниковой Елене Анатольевне. Она для меня воплощение всех самых лучших черт людей данной специальности, всех тех, с кем свела меня судьба в недалёком прошлом и о ком  храню самые тёплые воспоминания. 

Елена Щельникова – хореограф детской школы искусств. Приехала она в заполярный Певек из солнечного Казахстана. Лютые морозы не испугали. Говорит, что  там, в Казахстане, бывали такие же. Закончила с отличием Кокшетауский колледж культуры по специальности «руководитель танцевального коллектива». Затем – Киргизский Государственный университет им. Б. Бейшеналиевой. Щельникова – преподаватель высшей квалификационной категории, специализируется в трёх направлениях хореографии – бальный, классический и эстрадный танец. В Казахстане вела уроки хореографической подготовки, в которые входили:  растяжки, гимнастика, экзерсис у станка и на середине. Большое значение Елена Анатольевна придаёт  упражнениям на гибкость, координацию, коррекцию осанки, укрепление корпуса, выносливость, разучиванию танцевальных элементов. Часто вместе с учениками выезжали на различные конкурсы - районные, областные, где они  занимали призовые места. На основе опыта работы с танцевальным коллективом, ею была создана авторская программа «Бал гимназистов».

«Ежегодно к Новому году мы готовились к этому мероприятию, - рассказывает Елена Анатольевна, -  всего в нём было задействовано более 300 учащихся. Мне приходилось быть постановщиком и разработчиком сценария».

Опыт преподавательской деятельности – 14 лет.  В шестом классе  чётко знала, кем станет: ну, конечно же, хореографом.

Для меня она просто Лена, естественно, пока не слышат ученики и сотрудники. Для Лены хореография – это большая часть её жизни.  Не только потому, что трудится она шесть дней в неделю с утра и до позднего вечера, а потому, что она не мыслит свою жизнь иначе – без детей, уроков, станка, экзерсисов,  танцев под звучания фортепиано или магнитофона. У неё есть свой  метод работы, девизом которой я бы назвала – «Качество, и ещё раз качество!».

На репетициях Елена Анатольевна очень часто останавливает чересчур увлекшихся  танцем учеников и говорит им: «Вы работаете как попало». И начинает очень тщательно и скрупулёзно оттачивать каждое движение, каждое па, пока не получится одинаково совершенно и  синхронно у всех танцующих. Затем небольшие танцевальные фрагменты «склеиваются»  по два, три и более, и делается ещё одна попытка объединить всё в единое целое. И весь этот цикл может повториться ещё несколько раз, проработка движений становится ещё более детализированной.

А как же   маленькие танцоры? Бедные, бедные дети, они совершенно, запыхались, лица покрылись красными пятнами, а тело потом. Они  с невыразимой мольбой в глазах смотрят на своего педагога: хоть бы чуточку отдохнуть. Но нет, нельзя. Ноги в самый раз разогреты, только танцевать, танцевать и танцевать… Мне иногда становится очень жалко детишек, но я гоню эту жалость от себя, потому что как педагог понимаю, что это правильно. И только так, а не иначе хороший  учитель может вырастить настоящего труженика.

Однажды я поинтересовалась у Лены,  в чём плюсы занятий хореографией?

Вот, что она мне ответила: « Танцы позволят вам  всегда находиться в тонусе, при условии, что занятия регулярны. Достаточно двух-трёх занятий в неделю, и ваше тело будет в хорошей форме, появится острота восприятия и реакции, гибкость. Для кого-то самое сложное - начать подготовку. Потребуются большие затраты энергии. Но это все идет на благо организму – появляется легкость и удовлетворенность вследствие выплеска эндорфинов в кровь. Кроме того, людей, регулярно занимающихся танцами, отличает повышенная бодрость и энергичность, светлый ум и ясное сознание, об этом говорит и медицинская наука. Умение танцевать также помогает приобрести дополнительную уверенность в себе и успешно бороться со стрессом.  Регулярные занятия и постоянная практика позволят вам добиться прекрасного оздоровительного эффекта. Многие элементы танца, такие как величавая осанка, походка, грация, постепенно войдут в привычку и в танце, и в повседневной жизни».

- А в чём минусы?

- Только в одном – если обучаешься этому без желания. Обязательно надо заниматься от всего сердца.

Глядя на Лену, я чувствую, что и обучает она также – от всего сердца. Во-первых, танцевать любят все её ученики. Во-вторых, она стремится обучить их  всему тому, что знает и умеет сама. Прежде всего, это работа у станка и разучивание разнообразных танцев. Пытается привить ребятам  такие качества,  как трудолюбие, ответственность и дисциплина, артистизм, желание работать над собой и своими ошибками. Сейчас, конечно, не все плюсы обучения видны, а вот со временем многое откроется. Приведу лишь один пример. Некоторые  ученики, прошедшие армию, говорили ей  впоследствии, что армия им показалась мёдом. А всё оттого, что их часто приглашали танцевать на различных мероприятиях. Есть в классе Щельниковой и желающие продолжить образование.

Когда-то Лена сказала мне, что хочет стать крепким профессионалом. По-моему, ей это удалось.

 

Ирина Пукало

 

Размышления концертмейстера

 

Размышления концертмейстера

 

0 не понравилось

Похожие новости:

Детская филармония в гостях у Центра образования

  Так случилось, что из-за трёхнедельного южака, был нарушен ритм работы Детской филармонии школы искусств. Вместо одной творческой встречи с ребятами младших классов, их в декабре-месяце произошло две. Очередная беседа о музыке называлась

Певекской школе искусств 50 лет

  Семья Тибиловых, некоторое время с удовольствием проживавшая в Певеке, считает своим приятным долгом поздравить всех замечательных педагогов замечательной Певекской школы искусств с замечательным полувековым юбилеем! Желаем так держать и

Золотой юбилей

  24 декабря 1981 года. В этот день я прилетела в Певек. Настроение и так было предновогодним, а тут еще полярная ночь с постоянной иллюминацией... Так Певек навсегда и остался в моей памяти праздничным, новогодним. Сразу пошла в ДШИ, где мне

Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

  Несмотря на то, что ребенок фальшиво орет песни Чебурашки и слуха у него нет; Несмотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку»; Несмотря на то, что ребенку вообще некогда —

Школа Веры Образумовой

    50-летний юбилей  Певекской школы искусств - под этим знаком пройдёт весь 2012 год! Преподаватели  и учащиеся, уроки и переменки, концерты и выставки, конкурсы и фестивали -  это история всей нашей школы. И создана она