Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.

Нужна ли в школе искусств познавательно-исследовательская деятельность детей?

Нужна ли в школе искусств познавательно-исследовательская деятельность детей?

 

НУЖНА ЛИ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ?

 

Преподаватель теории музыки

Пукало И.В.

 

Тема моего выступления на научно-практической конференции сначала называлась так: «Организация исследовательской работы учащихся по музыкальной литературе». Но поразмыслив о данной проблеме применительно к   нашему учебному заведению, назвала тему иначе:  «Нужна ли в школе искусств познавательно-исследовательская деятельность детей?»

«Неужели такой вопрос возможен в школе сегодняшнего дня?» - спросите вы. И будете правы. Сегодня – исследовательская деятельность детей – не просто популярная тема для общеобразовательной  школы, это – её насущная потребность, реальность нынешнего дня. Исследовательский дух пронизывает насквозь всё существо школьного организма: урочную, внеклассную, олимпиадную и конкурсную деятельность. Во многих школах созданы научные общества учащихся, где решаются самые разнообразные исследовательские потребности ребят от 1 до 11 классов. Вопрос «а нужно ли?» давно не стоит на повестке дня перед педагогическим обществом. Преподаватели и ученики  много лет заняты бурной исследовательской работой, на основе которой написаны массы методических разработок, научных диссертаций, серьёзных методических трактатов. Педагогическая  общественность давно не сомневается в полезности, необходимости и неотвратимости присутствия в школьном пространстве исследовательского духа.

В школах искусств ситуация иная. Главной задачей здесь является научить детей играть на инструменте, танцевать на сцене, рисовать, живописать, создавать изделия декоративно-прикладного искусства. Этому дети обучаются на уроках инструментального музицирования, народного и классического танца, живописи, рисунка, композиции, работе в материале. Но есть в школе искусств ещё ряд предметов – предметов искусствоведческого цикла, направленных  на  решение  тех же задач, но в опосредованной форме: музыкальная литература, история изобразительного искусства, история хореографии, история театрального искусства. На них-то и можно увлечь ребят исследовательскими проблемами.

А впрочем… Никаких указаний сверху по внедрению исследовательского метода в учебный процесс нет. В какие бы документы, будь то инструкции, рекомендации, примерные программы, касающиеся школы искусств вы не заглянули – нигде не найдёте  указаний на исследовательскую деятельность детей. Даже новые федеральные государственные требования  - ФГТ всячески обходят данную терминологию.   С одной стороны – в них  декларируется необходимость  «пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов обучения», с другой - из методов обучения предлагаются  лишь словесный, наглядный и практический. Понятие «исследовательский метод» - отсутствует. Есть лишь некий намёк на него, а именно: «Предпочтение должно быть отдано такому методу, как беседа, в результате которой ученики самостоятельно приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта управления беседой». Что  и подразумевает беседу именно исследовательской направленности. Значит, урок-исследование не противоречит новым требованиям. Это очень важно. Ведь внедрение исследовательского метода способствует активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к научному познанию, развитию личной инициативы. Что ж, это радует.

Впрочем, до конечного результата по ФГТ ещё очень далеко – целых 8 лет, но ведь как гласит русская пословица, готовить сани надо летом, то есть сейчас осмысливать, разрабатывать новую для ДШИ  проблему. Для чего? Чтобы понять тот путь, по которому нужно прийти к конкретному результату, то есть: «самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов». Вот такая нас ждёт в ближайшем будущем непростая задача.

Вернёмся к основной теме – познавательно-исследовательская деятельность детей. Как с этим обстоит на уроках – понятно. А  как быть с  неурочной познавательно-исследовательской деятельностью? Нужны ли, к примеру,  школе рефераты исследовательского характера или даже, может быть,  НОУ? Вопрос, конечно, риторический.

 Смею утверждать, что в школах искусств не прививается вкус к исследовательской деятельности учеников. Видимо поэтому по тарификации, мне выделены 0 часов, 00 минут на занятия с одарёнными детьми исследовательской деятельностью. Возможность уделять внимание таким удивительным детям пришлось искать в своём личном времени. Разумеется, исследовательская деятельность -  не главное в учебном процессе,  значит,  можно прожить и без этого. Впрочем, крохотная потребность в ней всё-таки существует. В чём она выражается?

Один раз в три года проходит окружной конкурс «Юные дарования Чукотки» по какой-нибудь специальности. К счастью, предмет, который ведут преподаватели-теоретики – музыкальная литература – его полноправный участник с 2004 года. Одно из заданий конкурса – реферат. Раз в три года с проблемой реферата сталкивается любой теоретик, если он готовит ученика к этому сложному мероприятию. Единственное требование к реферату – его тема не должна совпадать с конкурсной тематикой.  Должен ли реферат носить исследовательский характер? Об этом конкурсные требования умалчивают.

 

История этого вопроса в моей профессиональной деятельности

Вся история моей работы по данному вопросу - это  поиск своего пути. Толчком к ней послужил окружной конкурс «Юные дарования Чукотки». На первоначальном этапе рефераты моих учеников не  были исследованиями. Это был упрощённый вариант какой-либо музыковедческой темы, изложенной в учебном пособии или словарной литературе.

2005 год повернул работу данного направления в другое русло. Это  - время появления на сайте Издательского Дома «Первое сентября» Фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио». В названии фестиваля – конкретное требование: работа ученика должна быть исследовательской. Решила принять участие. С какой целью? Скажем так, с меркантильной.

Первая цель. Связана с тем, что специальность моя – преподаватель теоретических дисциплин (сольфеджио и музлитература) резко отличается от других специальностей. Любой другой специалист, будь то инструменталист, вокалист, хореограф, преподаватель изобразительного искусства или декоративно-прикладного, подготовив ученика в рамках урока,  имеет завершённый «продукт» (музыкальное произведение, танец, живописная работа), который готов к показу на концерте, выставке, конкурсу. Конкурсов в последнее время стало много: очных, заочных, дистанционных. Педагогу всегда есть чем подтвердить свой педагогический статус. Совсем иначе у теоретика. Для нас существует в природе, если можно так сказать,  один единственный конкурс – окружной «Юные дарования Чукотки». Поэтому и приходится искать другие выходы из данной ситуации.

Вторая цель. Обучая детей, педагог также многому учится. Вот и я учусь искусству обучать исследовательской работе. Организаторы конкурса «Портфолио ученика» высылают диски с ученическими исследовательскими и творческими работами, знакомство с ними – это своего рода обучение.

Для объяснения третьей цели вынуждена сделать небольшое отступление. Может, не очень логичное. На нас, преподавателей теоретических дисциплин, окружной конкурс «Юные дарования Чукотки» в номинации «Музыкальная литература»  производил всегда, мягко говоря, странное впечатление. С одной стороны - это единственный конкурс, в котором специалисты нашего профиля могут принять участие и подтвердить свою квалификацию (в том случае, если ученику удастся занять призовое место), что само по себе не справедливо и обидно.    Поэтому, вопрос принимать  участие в данном конкурсе или нет – для нас никогда не стоит. Конечно, принимать.

Занять призовое место очень сложно. Существует ряд причин: требуется качественно проработать большой объём материала, причём, основную его массу во внеурочное время, то есть, в своё личное. Но главная  сложность даже не в этом. Конкурс наш проходит по непонятной причине при закрытых дверях (в отличие от всех других номинаций). То есть, педагогов на него не пускают.  Мы никогда не слышим ответов наших учеников, вопросов, которые им задают члены жюри, не знаем, результатов музыкальной викторины, не присутствуем при защите рефератов. И самое неприятное - никогда нет анализа конкурсных выступлений  учеников,  нет анализа и нашей, преподавательской работы.

А это значит, только одно – мы ничему не учимся на этих конкурсах. Нет анализа – нет роста. Мы не знаем своих ошибок, возможно, повторяя их из раза в раз. Не видеть выступлений конкурсантов -  значит,  не иметь представления о хорошем результате, и  не понимать, к чему же необходимо  стремиться. Организаторы конкурса «ЮДЧ» оправдывают эту ситуацию тем, что дети волнуются. Как-будто на других конкурсных площадках дети не переживают. 

Поэтому, были победы. Были и провалы. Но почему  -  мы так и не понимаем.

В случае неудачи ученика необходимо успокоить, как-то объяснить ситуацию, что само по себе очень сложно – мы ведь не представляем реальную обстановку. Может, ученик и не виноват?

И я решила подстраховать детей на случай    осечки на «ЮДЧ».  Да, мы не заняли призового места. Зато наш реферат отправлен на фестиваль «Портфолио», оттуда нам точно – пришлют диплом. Труд наш всё равно не пропадёт. Таким образом,  как говорится,  убиты сразу  два зайца. Успех, или неуспех – награда получена. Вот смысл третьей цели, которая поначалу была для меня первой.

Впоследствии эта тактика оправдала себя. И ребята с этого конкурса даже привозили поощрительные грамоты «За лучший реферат» (Д. Власюк, Д. Патлатый, Н. Аксёнов). В дальнейшем, хоть и не было поощрительных грамот, но за исследование ребята всегда получали 25 баллов – высшую оценку. Кроме того, на первых порах на сайте фестиваля «Портфолио» выставлялись избранные работы. Из 33 избранных опусов в  разделе искусствоведение  – наших две. Всё это говорило, о том, что мы идём в правильном направлении.

Развитие исследовательских умений  в работе над рефератами

Одной из форм моей работы с одаренными детьми является формирование у них исследовательской компетенции.  Эта работа кропотливая и отнимающая много учительского времени, но в то же время  интересная. Поскольку  ребятам-конкурсантам уже был привит на уроках интерес к решению проблем (через технологию проблемного обучения, о которой я рассказывала на прошлой конференции), развита способность к доказательному рассуждению, то я направила внимание на создание рефератов  исследовательского характера.

Как выбирается тема для исследования?

 «Вместе с учащимися мы выбираем тему исследования», – хочется сказать мне, но это не так. Я тоже её не выбираю. На самом деле тема выбирает нас, точнее та книга (мемуарного характера), которую удалось приобрести по случаю на летнем отдыхе.Подход несколько  «эгоистичный» но  позволяет обогатиться  не только ученикам, но и педагогу,  приобщает всех участников процесса  к чтению мемуарной литературы.

Вот названия некоторых тем подобного плана: «Летопись — правдивое изображение творческой личности А.Н. Скрябина»,  «Тридцать дней с Йозефом Гайдном», «А.Н. Скрябин — композитор, педагог, пианист», «Тридцать писем Фридерика Шопена».

Сначала я прочитываю очередной биографический «опус», затем, ученик. Ученику помогаю анализировать полученную информацию, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное.  

Выделение главных моментов позволяет сформулировать исследовательский вопрос (самый трудный момент, поэтому иногда это делаю сама), на который через длительный анализ чувств, мыслей, действий композитора ученик выходит на ответ, доказывая гипотезу самостоятельно или с незначительной моей помощью.

Вопрос иногда содержится и в названии темы  – он становится   толчком для исследования.  Например,

  • «Н.А. Римский-Корсаков – ученик или учитель?» 
  • «С какой целью Глинка ездил за границу?»
  • «Как стать композитором?» 
  • «Какую роль сыграли в жизни Бетховена друзья, меценаты, братья, учителя, ученики?»
  • «Альфред Шнитке – композитор русский или немецкий?».

Есть исследовательские работы, сделанные на стыке музыки и краеведения: «У истоков чукотской культуры», «Предметы быта и искусства в Чаунском краеведческом музее», «Эйнгэйнэнг — инструмент звучащий»,  «Открытие виртуального архива изделий Чукотского ДПИ». Есть  исследования исторического характера: «История возникновения нотации»,  «История возникновения фортепиано».

Две работы были отмечены как научно-исследовательские: «Музыкальное просветительство России в XIX веке» и «С какой целью Глинка ездил за границу?».

Особняком в ряду  тем стоит последний коллективный проект: «Классическая музыка в мультфильмах И. Ковалевской».    

Есть  исследование, есть и его защита. Защита – один из главных этапов начинающего исследователя. Обычно проходит в дни районного конкурса «ЮДЧ».

 

Этапы работы над проектом

  • Чтение музыковедческой литературы или прослушивание музыкальных произведений;
  • Формулировка темы и её осмысление;
  • Формулировка проектного задания и анализ его содержания;
  • Постановка проблемы через противоречие;
  • Выявление объекта и предмета исследования;
  • Формулировка гипотезы исследования;
  • Определение направлений работы для реализации проектной задачи;
  • Составление программы проектной деятельности;
  • Определение источников информации и способов её сбора;
  • Анализ собранной информации;
  • Формулирование выводов;
  • Выполнение реферата;
  • Выполнение презентации;
  • Защита проекта.

 Веду ли я дневник работы с одарённым ребёнком? Нет, не веду. Никто нас  не ограничивает во времени. Встречаемся столько раз, сколько требуется для выполнения реферата. Но план работы совместной исследовательской деятельности выстраиваю: провожу индивидуальные консультации с ребёнком, рекомендую дополнительную литературу для самостоятельного изучения, способствую представлению исследовательской работы через публикацию на сайте фестиваля «Портфолио ученика». Всё ли делают юные исследователи в этой работе самостоятельно? Нет, не всё. Чем младше ученик, тем больше помогаю ему, тексты исследования иногда сочиняем вместе, иначе мысли будут выражены очень примитивно и не точно.

 Ученики защищают свои исследовательские работы грамотно, используют презентации. На защите виден качественный результат ученического и педагогического  труда.

Я понимаю, что поисковые исследовательские умения можно привить ученикам лишь систематически занимаясь исследовательской практикой. Ведь только тогда может выработаться исследовательское поведение. Надеюсь, что  продолжив подобную работу в общеобразовательной школе, они выработают исследовательский стиль учебной деятельности. И обучение плавно перейдёт в самообучение и будет запущен механизм саморазвития, как обещает нам один из адептов исследовательского метода А.И. Савенков.

 

ВЫВОДЫ

 

Отмечу положительные моменты.

Посредством окружного конкурса «ЮДЧ»  я была вовлечена в новую для меня педагогическую область  -  исследовательскую деятельность детей. О чём нисколько не жалею. Мне было интересно этим заниматься, узнала много нового, читая музыковедческие монографии и специальную литературу по данной проблеме. Увлечение проблемной технологией усилило результат. Таким образом, произошёл некий профессиональный рост.  Есть и некоторые достижения. С ребятами приняла участие в конкурсах разного уровня: школьном, окружном, всероссийском фестивале. Приобрели опыт защиты реферата. Есть публикации. Есть дипломы. Правда, в опыте моём новизны нет, просто была попытка сделать его актуальным для школы. Хотелось бы и в дальнейшем заниматься разработкой педагогической технологии развития исследовательских умений.

Отрицательные моменты.

Во-первых. Ребята далеко не всегда имеют право выбора темы, так как педагог исходит из наличия материала, библиотечного фонда или Интернет-ресурсов.

Во-вторых. Работа с рефератом превратилась в обслуживание окружного  конкурса «ЮДЧ».  А это очень тесное пространство. Ведь конкурс  – один раз в три года. То есть работа педагога в данном направлении  не является системной.

В-третьих.  Задействовано  минимальное количество учеников – от одного до трёх, так как более подготовить качественно невозможно.

В-четвёртых, для такого количества исследовательских работ не нужна большая и современная  библиотека, можно обойтись и без неё. Правда, странно? А вообще, такое состояние библиотеки серьёзно тормозит данный вид работы.

В-пятых, даже одарённый ребёнок не занимается этой деятельностью систематически, а всего лишь один раз на протяжении всего времени обучения в ДШИ. И лишь единицы сталкиваются с этим 2-3 раза, благодаря тому, что защита рефератов всё-таки внедрилась и  в школьный конкурс. Вот у этих-то единиц и привит вкус к труду исследователя.

В результате  задаю вопрос себе: а стоило ли восемь лет городить весь этот педагогический «огород», чтобы нескольким ученикам привить вкус к исследованиям?

Ограниченность тематики, небольшое число учеников-исследователей, слабый библиотечный фонд. Всё это не позволяет «копнуть» глубже, вызывает ощущение если не тупика, то уж  топтания на одном месте, точно. Пока я не вижу другой перспективы.  Думаю, что всё это от того, что настоящей, серьёзной потребности в исследовательской деятельности одарённых детей в школе искусств на сегодняшний день, к сожалению,  нет. 

0 не понравилось

Похожие новости:

Программы в музыкальной школе

  Федеральный закон №145-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании», который был принят в 2011 году, определил роль и значимость детских школ искусств в образовательной системе государства - они названы учреждениями

Весенние каникулы

    Прошедшая неделя, совпавшая с весенними каникулами, была крайне насыщена событиями: 25 и 27 марта (разными рейсами) вернулись из Анадыря ребята, принимавшиеся участие в XVII окружном конкурсе "Юные дарования Чукотки" (Подробности в

XVII районный конкурс-фестиваль «Юные дарования Чукотки -2013»

  С 8 по 10 февраля 2013 года в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Певекская детская школа искусств» пройдёт очередной конкурс-фестиваль «Юные дарования Чукотки -2013».

Размышления концертмейстера

    Кто такой концертмейстер? Если мы заглянем в музыкально-энциклопедический словарь, то прочтём следующее: «Пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в

Школа Веры Образумовой

    50-летний юбилей  Певекской школы искусств - под этим знаком пройдёт весь 2012 год! Преподаватели  и учащиеся, уроки и переменки, концерты и выставки, конкурсы и фестивали -  это история всей нашей школы. И создана она