Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.

Открытый урок сольфеджио

    Как часто мы слышим, что отсутствие слуха у ребёнка – это не препятствие к занятию музыкой. А вот отсутствие чувства ритма – проблема более серьёзная…

    Мой открытый урок с учащимися второго класса был посвящён работе именно в этом направлении. Чтобы разрядить серьёзность момента открытого урока, я зачитала его длинное название: «Метроритмические упражнения на уроках сольфеджио, направленные на совместный хороший результат с преподавателями класса музыкального инструмента». Мне хотелось вывести своих коллег, преподавателей специальности, на диалог о совместной работе над ритмом.

    Мне пришлось вспомнить о слоговой системе обозначения ритма, которая достаточно популярна в нашей стране и существует с конца 60-х годов. Эта система мне была близка. По ней учили меня и мне довелось побывать на интересных курсах повышения квалификации в первый же год работы. Много лет на уроках сольфеджио я радовалась, как быстро дети овладевают очередным ритмическим рисунком, а потом вплетают его в канву номера при чтении с листа. Но при этом слышала недовольство преподавателей-инструменталистов. Наши «ти-ти-та» были им непонятны при разборе нового музыкального произведения. Им от нас требовалось научить детей владеть счетом. Получалось, что мы работаем в одном направлении, но называем это по-разному и ребёнок теряется в наших педагогических системах. Система должна быть единой, чтобы не было разночтений!

 

Открытый урок сольфеджио

 

 

    Проработав много лет с «ти-ти-та», я решила объединить обе: классическую (со счетом) и слоговую. Детям стало более понятно. Но слоговая система разниться у преподавателей. Нет единого обозначения. Нет единения в методике. Каждый преподаватель учит так, как ему ближе и насколько мастерски он владеет своим методом. Поэтому в последние годы я практически отказалась от слоговой системы обозначения ритмического рисунка. И почти полностью перешла на традиционную. Вернулась к хорошо забытому прошлому.  

    Цель моего урока – ознакомить коллег с формами работы, которые я применяю на уроке. Вызвать их на диалог и совместно понять, целесообразна ли именно такая работа с ритмом. И сможет ли моя работа приблизить нас к желаемому результату?

    Получение знаний/навыков в форме игры всегда интересны и продуктивны. На начальном этапе в младших классах (1-2 классы) я развиваю чувство ритма, т.е. включаю на уроках сольфеджио элементы ритмики. Использую тексты скороговорок (на фоне инструментальной джазовой или любой ритмической музыки), пение небольших песен с непременным исполнением определённых движений. У каждой песни, скороговорки движения свои. Ищу распевки с нужным мне ритмическим рисунком. Стараюсь довести до автоматизма дирижёрский жест (пока в размерах 2/4, 3/4, 4/4). Объясняю группировку нот, а не отдельную длительность: чему она, группировка, равна, сколько взмахов дирижерской сетки эта группировка звучит. Да и дальше, как у всех – хлопаем, топаем, сольфеджируем, пропеваем, пишем ритмические диктанты, в том числе и вариационные.

 

Открытый урок сольфеджио

 

    Моя цель была достигнута. Урок вызвал желание поделиться некоторыми видами упражнений с ритмом, применяемыми в работе преподавателей, которые учили моих коллег. Вот такая состоялась связь во времени.

    Мне было приятно, что урок понравился. Коллеги увидели в нём разумное зерно, а главное – реакцию детей. Всё, что они делали, было осознанно, а не выполнено механически.

    Строго отношусь к оценке. За урок «пятёрка» только одна – у того, кто был исключительно точен. У остальных «четвёрки». Но нет «троек» и….

Мне кажется, что я не зря пересмотрела элементы методики…

Лина Смыкалова,

преподаватель теоретических дисциплин

высшей квалификационной категории.

0 не понравилось

Похожие новости:

Открытый урок. Первые шаги в музыке

      Неотъемлемая часть методической работы любой школы – открытый урок преподавателя.

Открытый урок преподавателя по классу иочин

         Среди музыкантов – инструменталистов говорится, что артикуляция – это произношение звуков.

Открытый урок по сольфеджио

       22 октября состоялся открытый урок преподавателя теоретических дисциплин Жижиновой Екатерины Александровны с учащимися третьего класса исполнительского отделения.

Открытый урок

       Как известно, в практике каждого педагога есть открытые уроки - одна из важных форм организации методической работы. Открытый урок, в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 2018 г.

С 04 апреля по 14 мая нынешнего года в школе искусств прошли дистанционные курсы повышения квалификации. Организованы они были «Чукотским институтом развития образования и повышения квалификации». 4 преподавателя: И. Вовнянко, С.




Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru)


Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Мы используем файлы cookie!
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете свое согласие на обработку ваших данных!
Я согласен
Я не согласен