Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.

Возникновение оперы

Возникновение оперы

 

Тема урока: «Возникновение оперы»

 

Цель: познакомить учеников с жанром «опера», с первыми операми, первыми оперными жанрами, оперными формами.

 

Задачи:

Обучающая:

Закрепить понятие жанра опера, оперных форм: ария, речитатив-секко и речитатив-аккомпаньято, ансамбль.

Развивающая: развивать музыкальное мышление и способность слушать классическую музыку.

Воспитательная: прививать интерес к жанру оперы, побуждать слушать оперные произведения не только на уроке, но и дома.

 

Форма урока:

Методы: наглядный, словесный, музыкального слушания.

Оборудование: компьютер и проектор.

Учебно-методический комплекс: презентация видео и аудио.

 

Использованная литература:

  1. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература для ДМШ. Первый год обучения. М., Музыка, 2005.
  2. Шорникова Е. Музыкальная литература. Первый год обучения. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

 

ХОД УРОКА

 

Слайд № 1

Титульный лист

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПЕРЫ

 

Слайд № 2

Все вы, наверно, слышали о великом итальянском астрономе Галилео Галилее, который доказал вращение всех планет во вселенной. Но мало кто знает, что его отец, Винченцо Галилей, был очень известным композитором и музыкальным теоретиком. Он был членом Флорентийской камераты – содружества философов, поэтов, музыкантов и любителей музыки, возникшего во Флоренции в 1580 году и просуществовавшего более двадцати лет. «Камерата» в переводе с итальянского «компания».

 

Слайд № 3

На собраниях Флорентийской камераты   устраивались и научные диспуты, и концерты новой музыки. Отдельные произведения участников камераты до сих пор пользуются любовью публики – например, ария Джулио Каччини «Аве Мария».

Музыкальный пример.  Дж. Каччини «Аве Мария»

 

Слайд № 4

Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, то есть объединить в одном представлении драму, музыку и танец.

Музыканты знали, что в греческой трагедии ритм мелодии полностью зависел от ритма стиха, а сама мелодия, выражавшая чувства героев, представляла нечто среднее между пением и обычной разговорной речью.

Стараясь сочинить подобную музыку, участники «камераты» создали новый мелодический стиль – гомофонно-гармонический.

 

Слайд № 5

Он очень сильно отличался от широко распространённого тогда в Европе стиля хоровой полифонии. Новые мелодии пелись соло с инструментальным сопровождением.

Другими стали не только мелодии, но и весь спектакль. Таким образом, в результате поисков свежих выразительных средств драмы появился новый вид искусства – опера.

 

Слайд № 6

Опера – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.

Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Иногда в оперу вводятся танцы. А сопровождает оперу симфонический оркестр – активный участник оперного представления.

 

Слайд № 7

Самая первая опера «Дафна», была написана в 1592 году композиторами Джулио Каччини и Якопо Пери  на либретто поэта и драматурга Оттавио Ринуччини. Либретто – словесный текст оперы.

 

Слайд № 8

Первый публичный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года, на свадебных торжествах во дворце Медичи. Он назывался «Сказания в музыке» об Орфее и Эвридике.

Муз. Пример. Я.Пери. Фрагмент оперы «Эвридика» 

 

Слайд № 9

Текст принадлежал перу  Оттавио Ринуччини, а музыку написал Якопо Пери – прекрасный органист и певец, исполнивший в спектакле главную роль.

Само название опера появилось в 1639 году. Слово «опера» в переводе с итальянского обозначает «труд», «сочинение», то есть труд такого-то композитора.

 

Слайд № 10

Вскоре после своего зарождения опера распространяется по всей Италии. В ней пробуют свои силы такие известные итальянские композиторы, как Дж. Каччини, Дж. Перголези, А. Скарлатти, К. Монтеверди и другие.

 

Слайд № 11

Уже в 1607 году в Мантуе появилась новая опера  - «Орфей». Её автором был придворный музыкант герцога Гонзага – Клаудио Монтеверди. Его «Орфей» также относится к жанру «dramma per musica» - «драма на музыке» или «музыкальная драма», который стал исторически первым видом оперы.   

Муз. Пример. К. Монтеверди. Опера «Орфей». 5 акт. Дуэт Орфея и Аполлона.

 

Слайд № 12

В конце 17 – начале 18 века складываются основные разновидности итальянской оперы – опера-сериа и опера-буффа.

 

ОПЕРА-СЕРИА

Опера-сериа или большая серьёзная опера, появилась в начале 18 века в творчестве композиторов Неаполя и завоевала все придворные сцены ведущих театров Европы.

Что характерно для этого типа спектаклей?

Опера-сериа писалась на возвышенные исторические или мифологические сюжеты. Её героями были Орфей и Эвридика, Самсон, Геракл, Александр Македонский и другие известные личности.

 

Слайд № 13

Музыкальные портреты действующих лиц, их разнообразные чувства воплотились в больших, развёрнутых ариях. Такая сложная виртуозная ария имела форму «да капо» (буквально «с головы», то есть с начала). Это значило, что ария написана в трёхчастной репризной форме АВА, причём 3-я часть полностью повторяла 1-ю.

Музыкальный пример. В. Моцарт. Опера «Митридат – царь Понтийский». Ария Митридата.

Кроме арий для выражения чувств и эмоций героев в опере-сериа широко использовались разнообразные ансамбли – героические, лирические, скорбные.

 

Слайд 14

Что касается музыкального отображения различных сюжетных ситуаций, то для этих целей как нельзя лучше подошли речитативы – мелодии, представлявшие собой нечто среднее между пением и разговорной печью. Речитативы были двух видов: «секко» («сухой») – под аккомпанемент одного клавесина и «аккомпаньято» («аккомпанированный») – под аккомпанемент всего оркестра.

 В речитатив-секко попадал весь информационный материал, который требовалось донести до слушателя. Если ария неизменно вызывала остановку действия, то сухой речитатив, напротив, его совершенно не задерживал, он быстро следовал за текстом. В мелодическом отношении он напоминал скорее разговорную речь, чем пение: исполнялся скороговоркой в очень свободной манере (с выделением отдельных слов, сменами темпа, выразительными паузами) – певец вел себя как драматический актер. Вот почему речитатив–секко не мог сопровождаться оркестром, Лишь отдельные аккорды клавесина помогали певцу держаться в тональности.

Музыкальный пример. Речитатив-секко из оперы В. Моцарта «Митридат – царь Понтийский».

 

Слайд № 15

Аккомпанированный речитатив отличался большей напевностью и подобно арии звучал в сопровождении оркестра. Он часто использовался как вступление к арии. Нередко в таком речитативе передавались сложные душевные состояния, борьба различных чувств.

Вокальные партии оперы-сериа были очень сложными, с множеством пассажей и украшений. Их исполняли певцы-виртуозы.

Музыкальный пример. Речитатив-аккомпаньято из оперы В. Моцарта «Митридат – царь Понтийский».

Композиторы четкоопределили и разграничили назначение основных оперных форм – арии и речитатива: ария концентрировалась на выражении какого-то определенного чувства, выражая отношение действующих лиц к происходящему, речитатив же развивал действие в диалоге или повествовании о каком-либо событии.

 

Слайд № 16

ОПЕРА-БУФФА

Приблизительно в то же самое время, то есть в 30-е годы 18 века и тоже в Италии, зарождается комическая опера-буффа. По сравнению с оперой-сериа здесь всё наоборот: небольшие размеры (вместо грандиозного спектакля), несколько действующих лиц (вместо большого количества персонажей), комедийный, преимущественно бытовой сюжет (вместо вызвышенно-мифологического), быстрое, стремительное развитие действия с весёлыми шутками.  Музыка, близкая народным мелодиям, чередуется с разговорными диалогами. Все эти качества позволили опере-буффа быстро и надолго завоевать популярность среди широкой публики.

 

Слайд № 17

Первую оперу-буффа «Служанка-госпожа» написал в 1733 году итальянский композитор Перголези.

Муз. Пример Дж.Перголези. Опера «Служанка-госпожа». Дуэт Уберто и Серпины.

 

Слайд № 18

Вскоре опера перешагивает границы Италии и становится известной во всей Европе.

Постепенно появляются другие виды опер: опера-пастораль, большая опера, лирическая опера.

В каждой стране оперный жанр приобретает свои характерные черты.

 

Слайд № 19

Завершающий

 

Презентация "Возникновение оперы" [8,19 Mb] (cкачиваний: 14)

 

Музыкальное сопровождение презентации "Возникновение оперы" [13,62 Mb] (cкачиваний: 16)

 

 

0 не понравилось

Похожие новости:

Творческий и жизненный путь И.С. Баха

  Творческий и жизненный путь И.С. Баха   «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Л. Бетховен   Мне дорог Бах… Ну, как бы вам сказать… Не то, чтоб  нынче музыки не

Искусство, созданное детскими руками

  Знает ли Вы, что такое  сольный концерт, уважаемый читатель? Правильно, это музыкальное мероприятие, в котором участвует один (соло – один)) человек, будь то вокалист, баянист или другой музыкант. В сольном фортепианном концерте,

Программы в музыкальной школе

  Федеральный закон №145-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании», который был принят в 2011 году, определил роль и значимость детских школ искусств в образовательной системе государства - они названы учреждениями

Детская филармония в гостях у Центра образования

  Так случилось, что из-за трёхнедельного южака, был нарушен ритм работы Детской филармонии школы искусств. Вместо одной творческой встречи с ребятами младших классов, их в декабре-месяце произошло две. Очередная беседа о музыке называлась

Школа Веры Образумовой

    50-летний юбилей  Певекской школы искусств - под этим знаком пройдёт весь 2012 год! Преподаватели  и учащиеся, уроки и переменки, концерты и выставки, конкурсы и фестивали -  это история всей нашей школы. И создана она